Наш мир

9 птиц

Рыбы мира и России

Уважаемые посетители! Автор сайта ждет Ваших пожеланий в плане выпуска новых статей...




Природа

      Природа, 1) в широком смысле Природа — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие Природы в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной.        2) В более узком смысле Природа — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о Природе»). При этом разные естественные науки изучают различные аспекты Природы и выражают результаты своего исследования в форме универсальных, но достаточно конкретных законов (типа, например, законов механики, которые характеризуют механическое движение в Природе, а не Природу как таковую). Природа в целом выступает как общее понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (например, представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие Природы разрабатывается в рамках философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук. Как предельная абстракция, основными характеристиками которой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие Природы выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религиозного догматизма и средневековой схоластики (эту линию ярко выражают ориентированное на человека искусство Возрождения и материалистической философской системы), но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16—17 вв.).

      Современное естествознание наследует традиции понимания Природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии Природы и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации Природы, в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов Природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному расширению понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности Природы как единой системы. Вместе с тем интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием Природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность.

      3) Наиболее употребительно толкование понятия Природы как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие Природы характеризует не столько Природу как таковую и Природу как объект наук, сколько место и роль Природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие Приоода употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «вторая Природа». 

      Реальную основу отношения человека к Природе образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в Природе и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к Природе на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. Первобытный человек подавляющую часть средств существования получал от Природы в готовом или почти готовом виде, продукты его материальной деятельности были непосредственно продуктами Природы. Сообразно с этим в отношении человека и общества к Природе главным было по существу прямое потребление. Господство этого типа отношения легко просматривается в развитии культур, основанных на скотоводстве и земледелии; исходный продукт производства сохраняет здесь свою непосредственную принадлежность к Природе. Чисто природными были и довольно жёсткие пространственно-временные рамки деятельности; пространственно она локализовалась по слабо взаимосвязанным очагам культуры и испытывала сильнейшее влияние географических условий, а её ритмика задавалась прежде всего ритмами Природы (суточными и сезонными), так что циклы деятельности в целом соответствовали циклам Природы.

      Эта общая схема отношения к Природе мало изменилась и после возникновения высокоразвитой античной культуры, т.к. последняя фактически не затронула принципиальную структуру материальной деятельности (её ведущим мотивом продолжает оставаться получение и обработка материала Природы), в которой и осуществляется реальное взаимодействие Природы и общества. Масштабы этого взаимодействия начали заметно меняться лишь в новое время — в связи с развитием машинного производства, которое потребовало новых видов сырья и источников энергии и, следовательно, более глубокого проникновения в «кладовую» Природы. Человек начал теперь не только значительно больше брать у Природы, но и делать это в существенно иных формах; он не просто потреблял материал Природы, а всё более основательно перерабатывал его, придавал ему новые, внеприродные свойства, так что в сумме продуктов производства социальные качества, созданные деятельностью, получали растущий перевес над качествами природными, естественными. С этого момента отношения потребления замещаются отношениями покорения Природы, расширяющейся эксплуатации природных ресурсов. Под этим знаком проходит первая промышленная революция, которой предшествовала эпоха Великих географических открытий, способствовавших существенному расширению объёма и номенклатуры эксплуатируемых ресурсов Природы. Общество всё более активно осваивает и преобразует естественное пространство Природы, создаёт на нём свои, специфически социальные формы организации — «вторую Природу», социальное пространство, законы которого задаются не только природными условиями, но во всё большей степени — общественным трудом; одновременно меняется и ритмика деятельности, утрачивая непосредственную зависимость от ритмов Природы.

      До начала современной научно-технической революции эксплуатация Природы носила преимущественно экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от Природы ресурсов. При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны Природы — человек мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собственная производительная сила. К середине 20 века такой способ эксплуатации начинает приближаться к критическим точкам, причём сразу в нескольких отношениях: масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в земной Природе; та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на Природу, явственно вторгается в её естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации Природы, т. е. более полному, эффективному и разностороннему использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответствующим изменением характера деятельности, которая теперь уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собственной внутренней логики, а требует специального регулирования, поскольку оказывается ограниченной совокупность её материальных, природных условий. В современном обществе инструментом такого регулирования выступает наука — главное орудие интенсификации производства и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с Природой. На науку всё более последовательно и ориентируется современная деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к Природе — отношение глобального управления, которое охватывает как процессы в Природе, так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на Природу и необходимость её сохранения и воспроизводства. Природа во всё больших масштабах становится существенным и разумно управляемым компонентом социального организма.

       Развитие форм деятельности определяло и изменение духовно-теоретического отношения к Природе с той, однако, разницей, что здесь непосредственное влияние оказывали не формы материального производства, а их преломление в формах духовной деятельности. Для первобытного человека, почти полностью растворённого в Природе, характерно её одухотворение; мир Природы выступает здесь непосредственно как мир самого человека; мифологическое мышление ещё не располагает основаниями для противопоставления Природы и человека. Собственно теоретическое отношение к Природе впервые складывается с отделением философии от мифологии, т. е. с появлением теоретического мышления как такового. В ценностном плане это отношение оказывается двойственным: та часть Природы, которая вовлечена в орбиту деятельности человека, толкуется с утилитарно-прагматической точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания (эта ценностная позиция сохраняется вплоть до середины 20 века); Природа же в целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретических размышлений о Природе. Через всю античную философию проходит трактовка Природы как совершенства, как средоточия логоса (хотя способы этой трактовки весьма различны; если, например, у Пифагора мир, Природа выступают как гармония, как безусловно совершенный порядок, то для Демокрита Природа — это царство стихийных сил, а Платон вообще занимает здесь особую позицию, предвосхищающую позднейшее отношение к Природе со стороны христианской религии — толкование Природы как бледного отражения сверхматериального идеального мира). Античному мышлению свойственно обращаться к Природе как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с Природой и её законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная. Иначе говоря, Природа возвышается над теоретическим мышлением как нечто превосходное, необъятное, неисчерпаемое и в своей целостности доступное лишь идеально. Аналогичное по типу отношение формируется и в др. культурах, сумевших развить теоретическое мышление, в частности в индийской и китайской.

      Существенно иное отношение к Природе складывается с утверждением христианства, которое рассматривает её как воплощение материального начала, как «низ», где всё преходяще и изменчиво. Земному, Природа резко противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало — бог, безусловно стоящий над Природой. В противоположность античности основных идеей здесь является не слияние с Природой, а возвышение над нею.

      Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования Природы и всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естественного права (Ж. Ж. Руссо и др.), выводившей право из данных Природы, «естественных» законов человеческого общежития, а также в ряде школ литературы и философии, активно проводивших лозунг «назад, к Природе» и усматривавших в нём единственное спасение от разрушительного действия буржуазных порядков.

      Этот же идеал отношения к Природе в новое время сыграл немалую роль в превращении Природы в объект научного изучения. Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения Природы на базе развития промышленности существенно трансформировали первоначальную схему идеализированного и поэтизированного отношения к Природе. Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» Природы. По отношению к познавательной и практичной активности человека Природа начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума.

      Такой тип отношения к Природе сохраняется до тех пор, пока действительное господство над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром Природы (но это лишь кажущее, обманчивое впечатление "незнайки" человека), т. е. когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится по своему объёму сравнимой с масштабами процессов в Природе, утилитарно-прагматическое отношение к Природе постепенно перестаёт быть самодовлеющим и безграничным, оно дополняется осознанием растущей зависимости самой Природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к Природе, который можно назвать социально-историческим и который исходит из оценки Природы как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Природа - это общий большой дом для человечества, и потому, не стоить гадить там, где ты живешь, и не стоит разводить огонь в кровати, в которой ты спишь. Такая оценка предполагает ответственное отношение к Природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей Природы, а равно и возможных последствий от неразумной игры с Природой, которая может и отомстить "глупому зазнайке" человеку, и увы, спереть его в своем существовании. Не стоит ставить над Природой неумелые опыты, в результате которых человечество все ближе может подойти к окончанию своего существования на Земле. 

       В научно-теоретическом плане этой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над Природой к идее отношений общества и Природы как отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы. Сознание потенциального (а в некоторых пунктах и актуального) превосходства общества над Природой постепенно, хотя и не безболезненно, рождает новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответственного управления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й половине 20 в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве основы регулирования деятельности и всей системы практических отношений общества и Природы, в том числе мероприятий по охране природы и защите окружающей среды.

       Однако процесс рационализации отношений с Природой далеко ещё не стал всеобщим. В ряде стран продолжаются загрязнение среды, хищническая эксплуатация ресурсов Природы, негативное или свинское отношение человека к Природе, к ее естественной чистоте. В связи с этим на Западе получил распространение экологическое движение Зеленых. Они требуют сокращения безудержной эксплуатации Природы, бережного отношения к Флоре и Фауне окружающей среды. Давайте и мы присоединимся к этому, и будем бережно и разумно обращаться с Природой, со всем живым и не живым что окружает нас с вами, и не будем свиньями по отношению сами к себе.

















Другие статьи
Птица Баклан
Птица Гриф
Птица Ибис
Птица Кваква
Птица Олуша
Птица Ремез
Птица Сериема
Птица Цветочница
Птица Эму
Куст Актинидия
Зверь Антилопа
Объект природы Айсберг
Трава Алоэ
Рыба Белуга
Дерево Абрикос
Явление природы Антициклон
Понятие природы Арктическая область
Космос - Вселенная





[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
Рейтинг@Mail.ru Сайт посетили:   счетчик посещений    раз (раза) Рассылка '9 птиц, птицы мира, птицы России'
Анонс
Птицы мира
Отряды птиц
Птицы на А-Б
Птицы на В-Г
Птицы на Д-И
Птицы на К
Птицы на К +
Птицы на Л-О
Птицы на П-Р
Птицы на С
Птицы на Т-Ц
Птицы на Ч-Я
Птицы мира, птицы России © 2008 Почта: ab1100678@yandex.ru